« Психология человечества сегодня – это психология раковой клетки | Главная | Зачем обращаться к психологу? »
Психологическое консультирование. Нужен ли психолог современоому человеку?
Автор: admin | 27 Апр 2010
«Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям…»
А.П.Чехов
«…Понятие личности венчает всю систему психологии»
А.Н.Леонтьев
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человеческой личности поставлена давно. В сократовские времена она была не менее актуальна, чем сегодня. Множество наук ищут путь к человеку. Проблема человеческой личности является общей для всех гуманитарных наук.
Свои решения предлагает психология в целом и ее различные отрасли. Все ее поиски в познании человека сходятся в психологии личности. Каждая из отраслей психологии при надлежащей ориентации вносит вклад в познание личности как способа функционирования индивида и основы всевозможных группировок людей, от семьи до общества в целом. В результате этих множественных и разносторонних вкладов сложилась и развивается психологическая персонология (персоналистика) с ее концепциями, теориями, методами и практическими приложениями.
Личностная проблематика занимает стержневое место в психологической науке. Это объясняется как общим ростом гуманитарных тенденций в культуре, так и той ролью, которую играет личность в функционировании психики, в жизни и деятельности людей. Идея о том, что личность является высшей ценностью, реализуется и внутри самой психологии, где личностный подход становится все более универсальным, все более распространенным. В последние десятилетия идея личности все более тесно связывается с гуманистической психологией. В данном пособии соответствующие идеи анализируются в связи с персонологическими взглядами А.Ф.Лазурского, С.Л.Рубинштейна, Э.Фромма, А. Маслоу
Личность в современной психологии рассматривается с самых разных сторон. Одни теории личности претендуют на то, чтобы дать ответ на глобальные вопросы: что представляет собой личность в целом, каковы ее природа и свойства, структура и функции, движущие силы и условия развития. Подобные теории создавали Б.Г.Ананьев, А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн, А.Адлер, З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.
Многие теории больше затрагивают отдельные стороны личности: характер (Н.Д.Левитов, А.Г. Ковалев), отношения (В.Н.Мясищев), способности (К.К.Платонов, В.Н.Дружинин), темперамент (В.С.Мерлин, В.М.Русалов) и др.
Общепсихологическое познание личности существенно дополняется и конкретизируется вкладом многих отраслей психологии, в том числе социальной, клинической (психотерапии), военной[1].
Потребность в научно-психологических знаниях о личности свойственна различным сферам жизни и деятельности: экономике, политике, образованию, медицине и др. Признаком этого служит фактическая опора всех сфер общественной практики на то или иное представление о человеке, а достоверность и полнота этого представления характеризуют уровень их зрелости. «Никакая экономическая теория не может обойтись без рабочей модели человека, т.е. определенных допущений относительно детерминантов и способов его экономического поведения», –– справедливо пишет В.С.Автономов[2]. Это положение уместно распространить на другие сферы жизни. Важнейшими потребителями персонологической информации являются менеджмент, искусство, реклама и т.д.
Однако освоение социальной сферой данных о личности, накопленных психологией, идет медленно. Несмотря на то, что психология еще не вполне удовлетворяет объективные запросы практики, поражает контраст между богатством и разнообразием психологических концепций личности и одномерностью образа человека, на который опирается большинство областей практики и повседневной жизни.
В этих условиях более чуткие люди пытаются как-то сориентироваться в человеческих составляющих жизни и сформировать у себя определенную персонологическую концепцию, в том числе концепцию самого себя. Кое-то опирается на советы Д.Карнеги, кто-то ограничивается данными о человеческом темпераменте, кто-то держит на своем рабочем столе томик Ф.И.Достоевского, или иного писателя, полагаясь на их психологическую интуицию. Почему бы не обратиться к психологии личности непосредственно!
Но какая теория личности должна быть избрана для внесения личностного духа в современную культуру? Здесь возможен принцип, которым пользуются психотерапия и педагогика, и который вытекает из факта существования мировых школ и направлений в психологии.
Подобно тому, как существуют психоаналитическая, когнитивная, бихевиоральная и прочие системы психотерапии, а также соответствующие направления в педагогической практике, могут развиваться и другие области жизни. Для этого нужны два условия. Во-первых, чтобы школы психологии разрабатывали более широкие жизненные, практические приложения и, во-вторых, чтобы области практики были более чувствительны к психологии, способны осваивать ее достижения и методы. Огромная роль здесь принадлежит различным направлениям психологического консультирования, которое уже в значительной степени специализировано, поскольку психологи-консультанты вырастают в существующих школах и придерживаются определенных направлений психологии.
По мере роста психологической компетентности людей и приближения психологических исследований к жизни, практические психологические проблемы все больше будут решаться с использованием категорий, концепций и методов глубинной, когнитивной и поведенческой психологии. Дух гуманистической психологии распространится, несомненно, и на ту область, на которую он претендует самим своим названием, – гуманитарную.
Долгое время отечественная психология соотносила свои персонологические поиски и идеи с туманным и плохо переведенным тезисом Маркса о сущности человека как совокупности (ансамбле) общественных отношений, пытаясь на этом основании построить величественное здание теории личности. Много сил потрачено на решение вопросов, подобных соотношению биологического и социального в человеке, не говоря уже о доказательствах того, что только марксистская психология идет по верному пути познания человека. Задача, между тем, заключается в том, чтобы, прежде всего, добывать информацию, обеспечивающую научный прогресс и облагораживающую (путем психологизации) повседневную практику, культуру и быт людей.
Настоящее пособие содержит систематизированный материал по широкому кругу теоретических и практических вопросов психологии личности. В нем даны различные точки зрения по таким темам, как проблема личности в психологии, происхождение и развитие личности, структура личности. Личность рассматривается как психологический атрибут человека, раскрываются основные свойства личности, филогенез и онтогенез личности. Всесторонне проанализированы взгляды на психологическую структуру личности: принципы построения и виды личностных структур, а также специально рассмотрен системный подход к вопросу о структуре личности.
В пособии представлены персонологические концепции видных отечественных и зарубежных представителей основных школ современности: глубинной психологии, когнитивной психологии и бихевиоризма. В нем показано, как разными, нередко противоречивыми усилиями создается картина личностного атрибута человека, раскрываются структура личности, ее мотивация, механизмы развития, основы психического здоровья.
Одна из целей данного пособия заключается в том, чтобы представить в доступном и обозримом виде ведущие психологические подходы к личности и облегчить путь к освоению их в различных областях жизни. Это будет способствовать повышению психологической компетентности и учащихся средней школы, и студентов высших учебных заведений, и всех тех, кто чувствует потребность в большей психологической осведомленности и не довольствуется интуитивным пониманием человека. Хотелось бы, чтобы разрыв между безличностной культурой жизни и деятельности и прогрессом персонологии постепенно преодолевался.
Первая глава представляет собой введение в психологию личности. В ней раскрываются смысл понятия личности, место этого понятия в психологии, соотношение личности с категорией индивидуальности, происхождение и развитие личности, ее структура и формы активности.
Во второй главе речь идет об отечественных теориях личности, о персонологических взглядах и идеях К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева.
Третья глава посвящена изложению зарубежных теорий личности, представителями глубинной психологии, когнитивной психологии и бихевиоризма.
Четвертая глава содержит элементы прикладной персонологии, а также взгляды на личность, сформированные за пределами психологии.
Темы: Саморазвитие | Ваш отзыв »
Комментарии закрыты.